Голубой экран ТВ уже больше полвека является центром притяжения для людей. Сейчас каналы, буквально соревнуясь один с другим, выдают большущее количество программ, фильмов, сериалов и т. д. При этом часто проводятся исследования о воздействии телевидения на здоровье человека.
Как конкретно сказывается просмотр ТВ-программ на людях различного возраста Наш корреспондент рассказал кандидат психических наук, психоаналитик, клинический психолог высшей категории, доцент Алексей Мелехин.
Другая действительность
Эксперт предлагает оценивать это воздействие через так называемую психологию интеллекта. «Что такое ум? Это способность человека решать жизненные задачки. И это очень важное определение, из которого и можно исходить. Есть определенные способности, способности человека реагировать на вызовы и решать актуальные задачи. Здесь возникает вопрос: как будут оказывать влияние телепрограммы на эту способность?», — задается вопросом Алексей Мелехин.
«Современные программки порой формируют параноическую реальность, параноическое восприятие, когда необходимо постоянно думать о другом: что он о для тебя думает, как он тебя подставит. То есть все время необходимо жить в тревоге, стрессе, не доверять другому, воспользоваться другим. При этом мало передач, к примеру, для пожилых, которые бы говорили, как делать так, чтоб их не обманывали», — отмечает психотерапевт.
Не оставлять один на один
Сейчас есть немало и детских каналов, и детских программ. Как они оказывают влияние на здоровье малышей?
«В дошкольном возрасте одним из главных типов деятельности является сюжетно-ролевая игра — лепка, рисование и другие. Как можно с помощью телека освоить то, что просто нужно делать? Поэтому программы для маленьких зрителей должны быть некоторым образцом, инструкцией», — гласит Алексей Мелехин.
Психоаналитик считает, что ребёнку лучше смотреть ТВ с кем-то старшим. Создаётся треугольник: программка — ребенок — взрослый, который сумеет объяснить увиденное и показать, как использовать на практике.
Если бросить дошкольника один на один с телеком, то он не будет знать, что с приобретенной информацией делать. Ему надо, чтоб кто-то объяснял, как ее обыграть, куда применить, отмечает спец. «Если просто дать планшет либо телевизор, у ребенка начнутся кошмары, он станет перевозбужденным. Он, к примеру, может увидеть, что все дерутся, а что с этим познанием делать, не представляет», — гласит Мелехин. Смотреть телепрограммы детям можно минут 20, предупреждает психотерапевт.
Клиповое мышление
В случае с детьми, отмечает психоаналитик Мелехин, говорить, скорее, приходится не столько о передачах, сколько о роликах в Ютубе.
«Современные программки и ролики редко задают для подростков ориентиры и учат, как работать, решать те или иные жизненные препядствия, задачи», — говорит Мелехин.
Есть и другая крайность, когда ряд передач либо роликов приводят к искажению предоставлений о для себя. «Подросток, условно говоря, не умеет завязывать шнурки, но зато всем рекомендует, как строить отношения», — иронизирует Мелехин.
Он отмечает, что это приводит к мозаичности и фрагментации сознания. Вроде как дети все знают, но разрозненно и собрать целостную картину никак не имеют возможность. «Некоторые передачи не показывают, что нужно быть целостным, имеется в виду гармоническим и счастливым, все время приходится находиться в режиме беспокойства, нет опор. А ум — это умение опираться на собственные ресурсы, умение своими способностями и знаниями решать те или другие задачи», — обьясняет Мелехин.
Что касается времени просмотра, то в случае с детьми каких-то определенных ограничений не создать. Правда, современная молодежь сама не особо заточена под долгие просмотры, так, например, средний тайминг передачи 20-60 минут для их может быть сложен в восприятии.
Если родителям охото, чтобы дети использовали телеконтент не как средство отвлечения и глупого времяпрепровождения, им надо самим подключаться к делу, гласит психоаналитик. Так, например, какие-то просветительские ролики достойные внимания родители могут сами сбрасывать ребенку в почту либо мессенджеры.
Функция разрядки
На взрослых передачи тоже оказывают определенное воздействие. «Здесь тоже есть такие программы, после которых можно и на прием к доктору записаться. Все зависит от того, какую функцию программка несет. Те же ток-шоу выполняют различные задачи», — комментирует психотерапевт.
Так, например, это может быть функция разрядки, когда я идентифицируюсь с кем-то. Время от времени ток-шоу заменяет феномен непрожитой жизни — в действительности скучно, а там весело, говорит Мелехин. Можно гласить и о феномене наблюдателя за чужой жизнью. «Время от времени ток-шоу — это некое терапевтическое средство, когда много злости, и как-то надо ее из себя вывести. В этом случае можно с помощью таких шоу. Но при этом стоит осознавать, что это все приводит и к чувственной перевозбудимости», — полагает Мелехин.
Принципиально обращать внимание на тематику телеконтента. К примеру, если это эстетические вещи — путешествия, животные и т. д., — просмотр телепрограмм может быть напротив показан для здоровья, считает Мелехин. Здесь главное понять, отмечает специалист, и всегда держать под контролем, ради чего человек включает телек, какой контент хочет там найти и какие задачки для себя решить. От этого будет и зависеть, как сильно просмотр ТВ скажется на его самочувствии и мировосприятии.
Источник: aif.ru